Звуко - буквенный разбор слов
Порядок разбора:
1. Напиши слово.
2. Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
3. Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
4. Определи количество гласных букв и согласных.
5. Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
6. Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный.
Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъзнаков).
Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч'], [щ'] — мягкие непарные. Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.
7. Подведи черту.
8. Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове.
Устный разбор:
1. голубь
2. В слове голубь 2 слога
3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь
4. В слове 2 гласн., 3 согл.
6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;
буквой о обозначен ударный звук [Ó];
буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;
буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];
буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);
буква «мягкий знак» звука не обозначает.
8. В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.
Письменный разбор
Го - лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл. [голуп’]
г – [г] – согл., зв ., тв., парн.
о – [о] – гл., удар.
л – [л] – согл., зв. , тв., неп.
у – [у] – гл., безуд.
б – [п’] – согл., глух., мягк., парн.
ь – [-]
___________________
6 букв, 5 звуков
де - ре - вья – 3 слога, 3 гласн., 3 согл.
е – [и] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв., мяг., неп.
е – [э] – гласн., ударн.
в – [в’] – согл., зв., мяг., парн.
ь – [-]
я – [й’] – согл., зв., мяг., неп.
[а] – гласн., безуд.
_______________________________
7 б., 7 зв.
В русском языке 6 падежей
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Предлоги |
Примеры |
Именительный |
есть |
кто? что? |
---------- |
лес, заяц |
Родительный |
нет |
кого? чего? |
От, до, из, без, у, для, с, около |
леса, зайца |
Дательный |
рад |
кому? чему? |
к, по |
лесу, зайцу |
Винительный |
вижу |
кого? что? |
в, на, за, про, через |
лес, зайца |
Творительный |
любуюсь |
кем? чем? |
над, под, с, между, перед, за |
лесом, зайцем |
Предложный |
говорю |
о ком? о чём? |
об, о, на, в, при, во |
о лесе, о зайце |
Члены предложения
Главные
|
|
Примеры | Информация |
![]() |
Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком. Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
![]() |
Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Отвечает на вопросы: |
Подлежащее и сказуемое – основа предложения. | |
![]() |
Второстепенные
Примеры | Информация |
![]() |
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
![]() |
Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: |
![]() |
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.
Отвечает на вопросы: |
Предложения
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. 3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые – одна основа, сложные – две или более грамматических основ. 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами
Синтаксический разбор предложения
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОМорфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Порядок морфологического разбора имени существительного1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).3. Постоянные признаки: собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.4. Непостоянные признаки: падеж; число.5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительногоНад лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор1. (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»2. Начальная форма — луг.3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.5. В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор1. (над) лугом — имя сущ.(что?).2. Н.ф. — луг.3.Пост.: нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.4.Непост.: Т.п., ед. ч.5. Вт. член. Летает (где?) над лугом - обстоятельствоМорфология
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Имя существительное
Имя существительное
самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?
Имена существительные
бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода, 1, 2 или 3 склонения.
Имена существительные
изменяются по падежам и числам.
Имена существительные
В предложении бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами.