Пришвин Михаил Михайлович (1873 г. - 1954 г.) - русский
писатель.
Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец
Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за
конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.
В. Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в
Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе
марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил
агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета
(1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил
несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны
фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине,
в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и
краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность. Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и
этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец,
Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В
краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их
автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к
символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский
зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого
(Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок
Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910),
Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель
призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные
очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч.
Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем Календарь
природы. От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической
художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из
лучших произведений Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название Корень
жизни, 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки
«бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый
лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая
весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему
поэме в прозе Фацелия (все 1940). Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь
(1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная
родина (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне
реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и
трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей
мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками
народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина,
среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945),
сюжетно связанная с ней повесть-сказка Корабельная чаща (1954), роман-сказка
Осударева дорога (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал
Рассказы о ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью
опубл. в 1957). Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе
особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках
(Глаза земли, 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана
правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий,
выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как
высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во
всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в
повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний, 1920; полностью опубл. в
1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и
рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского
мира». Умер Пришвин в Москве 16 января
1954.
Источник: http://www.prishvin.org.ru/ll-sa-aaa-21/ |