Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) —
латышский народный праздник. Отмечается обычно в ночь с 23 на 24 июня и
считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День
перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя).
Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют
особую силу, поэтому день до Лиго называется не только Зелёным днём — Zaļā
diena (что, вероятно, является искажением от похоже звучащего Дня Трав), но и
Днём Трав (Zāļu diena). В этот день все девушки с именем Лига отмечают именины.
День после праздника посвящён Янису, и мужчины по имени Янис празднуют в этот
день именины.
В Латвии эти два дня являются официальными
выходными. Праздник связан с культом солнца и плодородия, является праздником
летнего солнцестояния, в частности, похож на Иванов день, который празднуется
славянскими народами.
Название праздника Лиго представляет собой припев
праздничной песни. «Лиго» — возглас ликования, восклицание līgo из песен
понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies) «качать(ся),
колыхать(ся)». Понимание Лиго как «божества радости» не основывается на
реальных фактах и является плодом «кабинетной мифологии»: в качестве божества
Лиго появляется в латышских письменных источниках лишь с рубежа XVIII — XIX веков.
Название «Янов день» — от имени Иоанна Крестителя.
В выходные на Лиго латыши традиционно выезжают на
природу, разводят костры, поют песни характерные только для этого праздника с
припевом «Лиго-лиго» и плетут венки из дуба и полевых цветов. Венок из дуба
принято дарить тем, кого зовут Янис, однако в наши дни иногда их дарят и просто
мужчинам. Янис должен всю ночь Лиго ходить в дубовом венке, после чего повесить
его дома на стену, где он будет висеть до следующего Лиго.
Характерны для этого праздника особые напитки и
кушания. Как в древности, так и в наши дни перед Лиго во многих усадьбах варят
пиво специально для Лиго и готовят особенный сыр с тмином, имеющий достаточно
резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое
время, кроме Лиго.
Существует традиция поиска цветка папоротника. В Латвии и во
многих окружающих территориях, в частности, в Эстонии и кое-где в Финляндии
само понятие «Цветок папоротника» имеет ярко выраженный эротический контекст,
подобное христианскому «запретный плод», но без негативного окраса.
Традиционно описываемая процедура поиска цветка
папоротника такова, что нужно пойти в лес, вырезать рябиновую дубину и идти в
поисках, не оборачиваясь ни разу, что бы ни было слышно за спиной, ибо это
тёмные силы пытаются отвлечь. Если ищущий нашёл цветок, то нужно 6 раз махнуть
дубиной вокруг себя и только тогда срывать цветок, не обращая внимания на все
крики и голоса сзади, потому что в этот момент тёмные силы пытаются испугать
более всего. В некоторых регионах Латвии существует поверье, что
если девушки в ночь с 23 на 24 июня ищут в лесу цветок папоротника, то нашедшая
выйдет замуж в этом году. Подобные поверья могут сильно меняться от региона к
региону в Латвии.
Широко известны латышские дайны (традиционные двух-
или четырёхстишья) о том, что спать на
Лиго категорически не рекомендуется.
Вольный перевод — «Кто спал на Янову ночь, тот
никогда не женится; Кто не спит в Янову ночь, Женится уже этой осенью».
Для девушек существует традиция умываться утренней
росой с полей, тогда лицо всегда будет белым и красивым. Распространена традиция идти в баню утром, после
гуляний.
Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют
особую силу, поэтому их особенно много собирают именно перед Лиго.
Традиция сильна и в наше время, так как среди
латышей очень популярно лечение травами и травяные чаи.
Также на Лиго принято зажигать огонь в бочке,
поднятой на шесте на горе, украшенной дубовыми листьями и крестами Лаймы.
|