Все мы, хотя бы один раз, соприкоснулись в своей жизни с таким праздником, как Пасха. Хотя бы раз в жизни мы с кем-то обнялись, поцеловались и на приветствие: «Христос воскрес»! отзывались: «Во истину, воскрес»!
Делая такой отзыв, мы не всегда осознаём смысл произнесённого приветствия, не вникаем в суть: кто-то воскрес, а мы скороговоркой сказали об этом. Вы когда-нибудь видели, чтобы мёртвые воскресали, присутствовали при этом? Нет, но, тем не менее, хоть раз за свою жизнь, мы об этом сказали: «Христос воскрес! Воистину воскрес»! Значит, кто-то один на этой земле прошёл через эту черту – смерть и ожил.
Так что же такое Пасха на самом деле? Сейчас Пасха сводится на уровень куличей и крашеных яиц, хотя это совсем не имеет никакого отношения к сути этого праздника.
Но, если мы захотим узнать, что же такое Пасха Господня, то нам необходимо обратиться к Библии, главному и истинному Слову Божьему.
Если обратиться к первоисточникам, то еврейское слово «песах», которое мы произносим как Пасха, переводится как: перейти что-то или перепрыгнуть через какое-то препятствие, пройти мимо.
Откроем книгу Исход, 12 главу стихи с 1 по 13, и прочтём, что же Бог говорит:
«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяка и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не ешьте от него недопечённого, или сваренного в воде, но ешьте испечённое на огне, голову с ногами и внутренностями.Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностию; это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».
Итак, это первое постановление, которое Господь Бог даёт Своему народу, чтобы они совершали Пасху в определённое время и по определённому правилу. Господь говорит, что однолетний агнец т.е. ягнёнок, или козлёнок должен был взят в каждый дом Израильского народа в определённый месяц и определённый день; в десятый день месяца его брали, четыре дня он находился в доме, а в четырнадцатый его приносили в жертву. Вот это агнец, говорит Бог, и есть Пасха Господня.
Т. е, Пасха имеет как бы два оттенка: это слово означает и праздник и жертву, которую приносил избранный Богом народ.
Жертвоприношение должно было совершаться по определённому правилу, так, как сказал Бог: агнец или козлёнок не расчленялся, но целиком насаживался на вертел и обжаривался до готовности и полностью съедался; то, что оставалось несъеденным, сжигалось на огне. Его нельзя было варить и нельзя есть сырым; так же Бог заповедал: возьмите кровь жертвенного животного и окропите косяки дверей.
Почему Бог даёт такое повеление? Книга Бытия описывает историю жизни Иосифа (потомка Авраама). Подростком был он продан работорговцам из Египта (37:25-28). К тридцати годам стал премьер-министром, около сорока вновь встретился со своей семьей (46:1-26). Благодаря ему Иаков и с ним семьдесят человек пришли в Египет и стали, в точности как обещал Бог, большим народом. Но вот, спустя долгое время, пришел к власти фараон, ничего не знавший об Иосифе. И сказал он своему народу: «Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставивши над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону... города для запасов» (Исх. 1:9-11). Положение, в котором теперь оказался народ израильский, можно сравнить только с тем, в которое попали евреи в мрачные времена Гитлера.
Бог говорил Моисею из горящего куста, повелел ему вернуться в Египет и потребовать у фараона отпустить весь народ израильский. Вот слова Моисея и Аарона, сказанные ими фараону по повелению Господа: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх.8:1). Но фараон не пожелал их слушать. Он наложил на израильтян еще более тяжкие работы.
Богу пришлось явить девять казней в Египте: там и жабы были, и вода становилась кровью, и град падал с неба и многое другое. Суд коснулся всех идолов. Беда пришла оттого, что фараон ожесточил свое сердце. И вот наступил апогей противостояния Бога и фараона: «В эту ночь вы выйдете из Египта, - сказал Господь Моисею, - но в каждом доме умрёт первенец, кто бы он ни был, человек или скот». Жестокий Бог? Давайте не будем торопиться с выводами. Бог говорит, что человек, взявший агнца, четыре дня пусть содержит его в своём доме, затем, принеся его в жертву, должен съесть его. Но есть условие: в любой момент Бог мог сказать Своему народу: «Выходите», поэтому люди должны были быть готовы встать и исполнить повеление Господа.
Приносящий жертву Богу, должен был помазать кровью косяки и перекладину дверей своего дома для того, чтобы смерть не пришла в этот дом. Казалось бы, Бог говорит простые вещи: возьмите козлёнка или ягнёнка, принесите его в жертву, а его кровью помажьте косяки и туда смерть не придёт. Кто-то принял слово Божие, а кто-то не принял, кто-то признал авторитет Бога в своей жизни, а кто-то отверг, кто-то исполнил повеление Господа, а кто-то нет. И затем в эту ночь кто-то плакал, а кто-то благодарил Бога. Почему? Ветхий Завет дан нам как образ, образец: народ Божий находился в рабстве у египтян, среди которых царили развращённость и идолопоклонство, это было рабство греха. И, когда Бог сказал: «Я вывожу Свой народ», Египет не захотел отдавать своих рабов, что позволило Богу произвести Свой суд. Проблема и у египтян, и у израильтян, и у нас с вами одна: греховность.
Люди, исполнившие повеление Господа: принесшие в жертву агнца и помазавшие кровью его косяки дверей, во время суда остались в живых, в дома этих людей смерть не вошла. Напоминаю вам значение слова «песах» - пройти мимо.
Представьте: Бог идёт по Египту со Своими судами; Он заходит в каждый дом, в каждую семью, а наказание за грех – смерть, потому что «Все согрешили, все лишены славы Божией»(Римлянам 6:23). Он ставит печать смерти там, где не исполнено слово Его, но вот Бог видит дом, косяки и перекладина которого помазаны кровью, и Он проходит мимо, здесь сохраняется людям жизнь.
Мы живём точно так же, как египтяне, и не задумываемся о грядущих судах Божиих. В то время Египет владел почти всем миром, египтяне думали, что такая жизнь будет длиться очень долго; фараон думал о себе как о божественной, царственной особе, его боготворили, ему поклонялись, его власть была неограниченной. Он взял на себя ответственность противиться Богу и в одну из ночей пришёл суд Божий.
Девять раз приходил Моисей к фараону и просил: «Отпусти народ Божий»! Что он слышал в ответ? «Нет»! Сколько раз приходил Бог в вашу жизнь? Сколько раз Бог говорил в вашу жизнь? Сколько раз вы отвечали ему «Нет»?
Знаете, чтобы нам понять эту ветхозаветную жертву, нам нужно увидеть этот образ и понять, что же Бог сейчас дал нам, живущим в Новом Завете. Когда вы будете праздновать Пасху, вспомните, что же есть Пасха Господня на самом деле: это не сдобные куличи, не крашеные яйца, это милость Господа к нам согрешившим.
Я хочу, чтобы вы уяснили для себя суть Пасхи: это удивительная весть, которую потом возвещали посланные Иисусом Христом Апостолы; это жертва, которую Он когда-то кто-то принёс для того, чтобы мы не умирали, чтобы мы могли выйти из рабства греха и начать жить в свободе. Книга Исход в Библии говорит о выходе израильского народа из египетского рабства и его вхождении в свободу, в землю обетованную, которую приготовил Бог для Своего народа. Это образы.
И сейчас в мире возвещается Пасха Господня: это Иисус Христос, принесённый в жертву. У Иисуса не было сломано не одной косточки, как и у того жертвенного агнца, т.е. кость Его не сокрушилась; также Его святая Кровь пролилась во спасение.
1Кор.5:7 «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».
Образно, мы вкушаем Господа Иисуса. Новый Завет как раз и говорит о таких вещах, которые напрягают некоторых людей: в своё время, христианам предъявляли обвинение в каннибализме: «О, они там едят какую-то жертву, тело какое-то едят, пьют кровь, это какие-то каннибалы».
Давайте рассмотрим ещё одно повеление Бога: народ Божий должен был есть опресноки, это хлеб, состоящий из воды и муки. Вам не приходилось есть такой хлеб? В любой момент Бог мог сказать Своему народу: «Выходите» и времени на раздумье уже бы не было: встали, взяли приготовленные вещи и пошли. Опресноки, Писание называет их ещё хлебами бедствия, заповеданы Богом в память и понимание израильскому народу о рабстве и о том, как быстро нужно было покинуть Египет по повелению Господа.
И ещё, горькие травы - это символ той горечи, которую израильский народ в полной мере хлебал в рабстве. Рабов не спрашивают: хотят они жить или нет и как они хотят жить. Потому Бог и говорит, чтобы ели хлебы бедствия с горькими травами, они вам напомнят о вашей горькой жизни в рабстве.
К сожалению, в период своего исхода, а это сорок лет, израильтяне вспоминали лук и чеснок, и мясо в котлах, которые они ели; они забыли горечь рабства и бесправия, которые претерпевали. Было, например, и такое постановление египетского фараона: слишком много их развелось, евреев; убивайте всех новорожденных мальчиков. И приходили слуги фараона, и не спрашивали о желании родителей, но исполняли приказ.
То же самое сейчас переживаем и мы: человек без Бога подвластен такой хозяйке, как смерть. Она приходит в каждую жизнь, не спрашивая о желании человека, и прерывает путь жизни. В жизни без Бога есть хозяин – грех и хозяйка – смерть, которая разбирается с каждым человеком, не взирая на возраст. Без Бога мы – рабы в этом мире.
Давайте еще раз прочтём отрывок из 1 Послания Коринфянам 5 глава стихи 7-8: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Бог не говорит об одежде или о внешнем состоянии, но внутренняя сущность человека должна быть чиста, не иметь закваски греха. Мы уже имеем принесённую жертву, кровь, пролитая на кресте, дала нам состояние «безквасности», т.е. безгрешности.
Предназначенный на заклание прежде создания мира и исполнивший это более двух тысяч лет назад, Иисус остановил действие проклятия в нашей жизни, лишил дьявола власти смерти. Он отдал Самого Себя на распятие, чтобы взять на Себя наши грехи; Он пролил Свою святую Кровь, чтобы мы имели в Нём жизнь. В Ветхом Завете Бог сказал: «Я пройду по Египту, и где увижу кровь, это будет для Меня знаком», сейчас Новый Завет говорит: «Иисус со Своей Кровью стал пред Отцом и это для Бога знак: всё, жертва принесена».
Поэтому Апостол Павел говорит: «Давайте помнить, почему умер Христос? Давайте будем праздновать», но нельзя праздновать, если ты живёшь во грехе. Чуть выше процитированных стихов Павел говорит, что люди, познав Христа, продолжали жить своей прежней жизнью: в грехе, в нечистоте, в идолопоклонстве, в блуде.
Я думаю, проблема многих людей сейчас заключена в том, что они очень долго решают, стоит ли им довериться этой истине или нет? Для них фраза «Христос воскрес» имеет номинальное значение, стандартное выражение, произносимое на Пасху. Задумываются ли они над тем, какова цена их спасения? Иисус Христос не только принёс вседостаточную жертву, Он умер, но и воскрес, Он – живой Бог!
Пасха Господня – это смерть и воскресение Иисуса, это – продолжающаяся жизнь, над которой смерть не имеет власти. Вечеря Господня – та же самая Пасха, когда церковь, народ Божий вспоминает страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа, становясь причастниками Его естества.
К сожалению, человеческое понимание опустошило суть Пасхи, оставив форму. Одна из форм – крашеные яйца; при этом, вы заметили, их красят в различные цвета? Обратившись к истокам, мы увидим, что в Библии этого нет. Мы знаем, что единственным человеком, по преданию, покрасившим яйца, была Мария Магдалина. Крашеные яйца послужили ей поводом, чтобы, придя к императору Тиберию, она могла с чего-то начать беседу.
К императору просто так не попадёшь на приём и, сказав не то слово, можно и головы лишиться, в лучшем случае – выгонят. Поэтому, когда Тиберий принял приношение Марии: яйцо, окрашенное в красный цвет, она смогла объяснить символическое значение своего дара: яйцо означало начало жизни, а красный цвет – Кровь Иисуса; это позволило ей свидетельствовать о распятом Иисусе Христе.
Сейчас, к сожалению, яйца остались, но нет Иисуса Христа за столом, Его нет в жизни: Он игнорируется людьми, игнорируется слово Божие, Его заповеди, игнорируется и оскорбляется Дух Святой всюду и повсеместно, а яйца остались. Сегодня люди заменили Христа яйцами; они заменили Христа куличами и думают, что это – Пасха Господня.
Интересен тот факт, что распятие Иисуса Христа по времени совпало с пасхальными днями в Иерусалиме. Согласно повелению Господа, каждая еврейская семья должна была привести своего агнца к жертвеннику в Иерусалиме. Попробуйте представить себе это: тысячи людей с жертвенными ягнятами и их всех нужно принести в жертву, это ж сколько времени нужно? А кровь этих животных выливалась не где-нибудь, а у жертвенника. И вот в ряд становились тысяча левитов, тысяча ножей сверкали на солнце, вспарывались тысяча глоток и кровь собиралась в сосуды; затем кровь передавалась, переливаемая из сосуда в сосуд, чтобы не свернулась, к священнику, который выливал её у жертвенника. Грандиозное действие, верно? На современном языке – это скотобойня, где кровь, по-настоящему, текла рекой.
Люди пришли со своими жертвами, забыв, для чего они это делают, что все эти жертвы указывают на совершеннейшую жертву – Иисуса Христа, Которого вчера, только вчера люди распяли на кресте. Только вчера толпа, приносящая в жертву ягнят и козлят, стояла возле креста и кричала Сыну Божьему: «Сойди с креста и уверуем», и плевала на Него, и смеялась над Ним. Они так и не увидели в Нём ту жертву, Которой выкупается из рабства греха всё человечество.
Евангелие от Иоанна, 6 глава 54-57 стихи: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».
Эти слова были странны для тех, кто слушал Иисуса Христа, они спрашивали: «Как Ты можешь дать нам есть Свою плоть»? Но Иисус, во время Тайной Вечери, т.е. во время празднования Пасхи, взял хлеб благословил, преломил его и дал Своим ученикам, сказав: «Ядите, сие есть Тело Моё»; затем взял чашу: «Чаша сия есть новый завет в Моей Крови, Она проливается за многих людей, чтобы они оставили свои грехи; пейте из неё все».
Если прежде евреи реально кушали ягнёнка или козлёнка с горькими травами, то мы сейчас верою принимаем Иисуса Христа, как жертву; в нашу жизнь Иисус входит через нашу веру. Имея внутри веру в Его жертву, мы имеем в себе жизнь вечную; тот, кто сделал это, кто принял Иисуса как своего Господа и Спасителя, тот живёт Им, и Христос воскресит его в последний день.
Вот это праздник Пасхи Господней! Да благословит нас всех Господь, нас и дома наши.
С праздником, Лидия Андреевна! В воскресенье ВербноеПожелаю я, Чтобы очень светлая Жизнь была твоя!Чтобы мысли добрые По судьбе вели, Чтоб дела достойные Украшали дни!